realurix (realurix) wrote,
realurix
realurix

Category:

Из варяг в греки

В древности стольные грады старались строить в центре страны.

Если с запада к Изборску провести границу по побережью Прибалтики, то Изборск как раз будет в центре Рюриковой Руси. Не случайно исконные древние названия топонимов в Прибалтике: Таллин - Колывань, Тарту - Юрьев, Валмиера - Владимирец, Раквере - Бычья голова, Отепя - Медвежья голова, Даугава - Двина, Калининград - Твангсте и другие тысячи топонимов. Это из Изборска пошли на юг дружины вещего Олега и захватили западный форпост хазарского каганата Куёб. У Византии не хватало сил даже захватить Куёб и обратить из иудаизма в православие Южную Русь. Даже в Тавриде Византия не могла ничего поделать - сил не хватало. Аскольд и Дир упоминаются в тюркских летописях как хазарские коназы. Олег переименовал Куёб в Киев. После этого дружины Олега пошли далее аж до Царьграда. Олег прибил на воротах Царьграда свой щит в знак вечности договора между Русью и Византией. Задорнов нашёл и показал то место, где был прибит щит Олега.


Некоторые глисторики утверждают, что история с флотом, поставленным на колёса и двигавшимся по суше под парусами, выглядит совсем фантастично. Однако, в районе Волока Ламского (Волоколамск) находят фрагменты древних деревянных дорог-гатей, идущих параллельно. Словно это две колеи/рельсы у железной дороги, только расстояние между колеями в четыре раза шире, а сами колеи шириной больше метра. Эти глисторики объясняют, что путь из варяг в греки был волоком, что суда волокли по земле. Но вот проблема - как быстро изнашивается деревянный киль от трения о землю? Не проще ли приделать две поперечные перекладины под килем и на их концах установить колёса, а суда волочить (слово катить появилось позже) - тянуть на верёвках/канатах по этим деревянным дорогам/гатям? Древние-то дороги/гати сохранились, пусть и фрагментарно. А два бруса и колёса (некоторые запасные) на борту судна выполняют функцию щитов, повышающих высоту бортов и защищающих сидевших в центре ладьи воинов/гребцов от стрел стрелявших с берега врагов. Это хорошо видно на реконструкции речных ладей варягов. Спереди и сзади находятся колёса, а по центру, там где гребцы, устанавливался поверх вёсел брус для колёс. Отличить круглый шит от колеса практически невозможно, не зная функциональное назначение больших круглых щитов на носу и корме.

Для всяких глисториков сообщаю, что колесо известно человечеству более семи тысяч лет. Вот так должны были выглядеть на самом деле ладьи варягов, на которых они шли в греки и обратно. Зелёным и красным цветом обозначены надстройки борта, которые устанавливались в походном положении так, чтобы защищать гребцов и воинов. Голубые - это колёса, которые в походном положении выполняли функцию щитов, защищавших кормчего и вперёд смотрящего. Сиреневым цветом указаны верёвки. Для транспортировки надстройки снимались с бортов, зелёная надстройка помещалась под киль, красная ставилась в распорку между бортом и зелёной доской, образуя треугольник жёсткости. Сиренвыми верёвками создавались дополнительные треугольники жёсткости, которые позволяли немного поворачивать колёса. Ладья вытаскивалась на берег между дорогами/гатями, затем быстро монтировались колёса так, чтобы они стояли на гатях. Водораздел всегда возвышенность, место обычно сухое. Если волочить ладью по сухой земле, то во времена Олега железо было жутко дорогое, поэтому деревянный киль не обивали железом. А вот стоило дождаться ветра, который дует от реки вверх, на водораздел, как стоит распустить парус и ладья сама поедет вверх. Только управляй колёсами, чтобы они не соскочили с дорожек/гатей. Достигнув водораздела, парус можно убрать и под гору ладья на колёсах сама покатится, только придерживай её, чтоб не разогналась, не соскочила с дорожек/гатей и не разбилась. Если сломается зелёная или красная часть, то вырубить её из дерева можно за несколько часов. Вот так Олег привёл свой флот к Царьграду по суше.
ладья.png

Реконструкторы могут уточнить детали. Например, ступиц колёс. Я нарисовал лишь основную идею как можно было с минимальными затратами, быстро и без поломок идти водным путём из варяг в греки. И лесов не надо рубить возле Царьграда. В армии/дружине всё должно быть так организовано, чтобы не зависеть от чего-то и быстро перестраивать свои порядки.

Да, а во времена Олега и позже в северной Руси слово волок обозначало транспортировку. Основным транспортным средством была дешёвая волокуша. В допетровские времена повозки с колёсами на севере назывались тоже волокушами, волочицами. Слово катить появилось позже, уже в петровские времена. Во времена Олега катами (кадами, гадами) назывались палачи. Не случайно в Москве палачи жили в Замоскворецком районе Кадаши. А казни происходили на Болоте (Болотная площадь). Лобное место на Красной площади было больше местом мало- и без-кровных казней, что-то вроде позорного столба. Ну там батоги, кнут, ноздри вырвут, или татю (нынче вору) пальцы/кисть руки отрубят. И не более того. Четвертовали, колесовали и т.д. воров (государственных преступников, замышлявших против князя воровство, нынче измену) на Болоте. Не случайно Екатерина избрала местом казни Емельки Пугачёва именно Болото.

Некоторые темы из серии "Немного истории":
https://realurix.livejournal.com/26616.html
https://realurix.livejournal.com/57857.html
https://realurix.livejournal.com/59539.html
https://realurix.livejournal.com/66794.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments